Сегодня информация играет ключевую роль, поэтому на развитие навыков чтения у детей нужно обращать особое внимание с самого раннего возраста. Благодаря учебной, художественной, справочной и другой литературе дети узнают много чего интересного об окружающем мире, знакомятся с поступками людей, встречаются с разными проблемами и учатся их решать. Чтение — навык, расширяющий кругозор, развивающий критическое мышление и тренирующий память, внимание и воображение. По сути, это фундамент для дальнейшего обучения. Чтобы следить за успеваемостью своего ребенка, нужно хорошо знать нормативы техники чтения на 2 класс, а также 1, 3 и 4.
С одной стороны, может казаться, что главное — прочитать как можно больше слов, но такой подход неправильный. Техника чтения — многофакторная проверка, при которой оцениваются:
В каждом учебном заведении действуют нормы и правила, с которыми родители могут ознакомиться.
Желательную скорость чтения в начальных классах определяет Министерство образования и науки Украины. В указе от 21.08.2013 №1222 прописано, сколько слов в минуту должны читать дети. Но нужно понимать что нормативы — примерные величины, потому что всегда следует учитывать особенности ребенка.
Техника чтения в 1 классе проверяется несколько раз в год. Педагоги внимательно следят за тем, сколько слов ребёнок читал в первом семестре и сколько во втором. Первоклассники к концу года должны читать не менее 30 слов за минуту.
Сколько слов в минуту должен читать ученик 2 класса — такой вопрос часто задают родители. Зная на него ответ, во время каникул отстающих детей можно немного «подтянуть». В результате девочка или мальчик сможет без проблем справиться с поставленными задачами.
В указе от 21.08.2013 №1222, который был выдан Министерством образования, указано, что в первом семестре второклассники должны читать от 35 до 45 слов за минуту. К окончанию второго класса их количество увеличивается — от 50 до 60 слов.
Многие третьеклассники считают себя уже взрослыми. Они стараются красиво одеваться, благо, современные производители изготавливают шикарную школьную форму, а также не хотят отставать в обучении. В этом возрасте они уже читают от 65 до 70 слов в первом полугодии, а во втором — от 75 до 80 слов за минуту.
Если вас интересует техника чтения для 4 класса, то в первом семестре мальчики и девочки должны читать 80-85 слов за минуту, во втором — 90-95 слов. Но тексты, по сравнению со вторым и третьим классом, уже более сложные.
Проверка техники чтения в начальной школе может осуществляться после первого и последующих перечитываний произведения. Если ученик читает текст впервые, выразительность не учитывается.
Техника чтения в начальной школе — процесс, позволяющий оценить, чего достигли ученики во время обучения в 1–4 классах. Есть четыре уровня:
Чтобы самостоятельно проверить технику чтения в 3 классе (или в другом) изначально нужно подобрать подходящий текст, взять часы с секундной стрелкой или воспользоваться телефоном, а также подготовить для ребенка комфортное место. Бывает, дети нервничают и не хотят дома читать. К ним всегда можно найти подход. Пообещайте девочке, что купите ей красивую юбку, а также придумайте что-то интересное для мальчика. Покажите учащемуся текст и попросите его прочитать. Засекать время начинайте с момента, когда ученик или ученица начали чтение.
Если ребенок во время работы над текстом неправильно ставит ударения, пропускает буквы или меняет слоги местами, не перебивайте его, пусть дочитает. Все замечания с ним нужно обсудить по окончанию чтения.
Подсчитайте слова, оцените, насколько правильно и выразительно они были прочитаны. Важно знать, понимал ли ребенок, что читал.
На заметку! Обычно для проверки техники чтения устанавливают одну минуту, но некоторые педагоги советуют увеличить время в два раза, а потом результат поделить пополам. Почему? Не все дети моментально включаются в работу, некоторым учащимся нужно время на «раскачку».
Для чтения можно выбрать любой текст, главное, чтобы он соответствовал возрасту ребенка. Желательно, чтобы он располагался на развороте книг, иначе во время перелистывания страниц будет тратиться время. Лучше отдать предпочтение произведению без иллюстраций и большого количества знаков. Не стоит выбирать отрывок с одними диалогами или сложными предложениями. Шрифт должен быть большим и разборчивым.
Устанавливается норма чтения в 1 классе, 2, 3 и 4, но не все дети ее могут выполнить. Иногда и мотивация в виде красивых сарафанов, платьев, костюмов и даже гаджетов не помогает. Что же делать в этом случае родителям? Главное — не расстраиваться. Нужно приложить немного усилий, и тогда все получится. Заниматься с ребенком можно самостоятельно или обратиться за помощью к специалисту.
Чтобы мотивировать девочку или мальчика читать, попробуйте регулярно отмечать прогресс. Например, вы можете создать доску успеха. А также играйте с ребенком. Например, попросите его почитать своей младшей сестре (брату) или любимой игрушке. Такой подход очень часто срабатывает. Выбирайте красивые книги и интересные тексты. Устраивайте соревнования между друзьями, родственниками, соседями. Независимо от результатов, награждайте ребенка.
Если школьник неправильно читает слова, можно использовать чистоговорки и скороговорки; работать над четкой дикцией и заниматься артикуляционной гимнастикой.
Чтобы сын или дочка читали быстрее, используйте слоговые таблицы. Читайте один и тот же текст по несколько раз, вы очень скоро сами увидите, насколько улучшился темп чтения у ученика. Иногда педагоги советуют использовать метод «буксир». Он заключается в том, что нужно вести пальцем, ручкой или другим удобным предметом по строчке, задавая нужный темп. Повысить скорость чтения можно, если читать книгу вверх ногами.
У многих девочек и мальчиков возникают проблемы с пониманием текста. Чтобы помочь ребенку, после работы над произведением попробуйте составить план прочитанного. Важно, чтобы дети регулярно пересказывали текст, говорили, какие он эмоции вызвал и над чем они думали во время чтения. Некоторые специалисты говорят, что запомнить информацию помогают иллюстрации. Пусть школьник нарисует то, что увидел в книге.
Невыразительность — еще одна серьезная проблема, с которой сталкиваются родители и педагоги. Исправить ситуацию поможет декларирование стихотворений, чтение отрывков по ролям, «радиоспектакли».
Помните, ребенка красят не только красивые школьные платья, строгие смокинги или другая одежда, но и знание книг, которые он прочитал. Благодаря им развивается воображение, логическое мышление, обогащается словарный запас. Это помогает понимать мир вокруг себя и формировать собственное мнение.